Игры с правилами для детей старшей группы. Характеристика игр с правилами как совместной деятельности детей. Общая характеристика игры с правилами

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Стихотворение про игру в мяч на перемене (написала Ветрякова Светлана специально для сайт)

Чтобы весело играть
Нужно мячик накачать.
А мальчишки и девчонки
По мячу ударят звонко.

Настоящие спортсмены
Побегут на перемену.
Будут прыгать и скакать
И друг друга догонять.

Мы надуем мячик ловко
Нужно лишь иметь сноровку.
Посильнее нажимай,
Побыстрее убегай!

Игры разные с мячом
Обязательно начнем.
И в «Лягушку», и в «Собачку»,
В «Ручеек», и в «Быстрый мячик».

Добежал до поворота,
Закатился за ворота.
Перепрыгнул через двор,
Убежал через забор.

Быстро кружится, летает!
Кто его теперь поймает?
Поскорее догоняй
И соседу передай.

Разноцветный яркий мячик
Без запинки резво скачет.
Хватит бегать, веселиться,
Нужно нам идти учиться!

Мы огромный мяч надули,
Поиграли, отдохнули.
Нам пора вернуться в класс,
Там занятия у нас.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Юлия Кузьменко
Игры с правилами для детей старшего дошкольного возраста

В играх с правилами формируется произвольность в общении детей со сверстниками . Это ключевая предпосылка их готовности к школе. В играх с правилами дети учатся принимать правила , действовать на их основе; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил ; учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера. Общаясь и взаимодействуя со сверстниками, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ними, предметную ситуацию, но и на сознательно принятые задачи, нормы, правила . Общение приобретает определенный контекст, из него исчезают импульсивные реакции детей , уступая место осознанным действиям и высказываниям, соответствующим принятым задачам.

«Собери колоски»

Материал. Корзинка; колоски, сделанные из бумаги; колосок-цифровичок для определения номера пары; медали; таблица.

Правила игры :

1. Дети делятся на пары по желанию. Определяется очередность пар.

2. Пара с завязанными глазами по команде собирает колоски в корзинку.

3. Колоски собираются в течение 30 секунд. (Используется секундомер.)

4. Заполнение таблицы.

5. Вручение медалей.

Дети делятся на пары. С помощью колоска-цифровичка определяется очередность пар (каждая пара берет по одному зернышку с номером) . На ковре стоит корзиночка, вокруг нее по кругу лежат «колоски» . Выходит пара детей , воспитатель завязывает им глаза, дети по команде с завязанными глазами в течение 30 секунд собирают колоски в одну корзиночку. По истечении времени игра останавливается, дети пересчитывают собранные колоски, воспитатель в таблице отмечает количество собранных каждой парой колосков. Дети сами называют номер победившей пары. За быстроту, ловкость, сноровку паре-победителю вручаются медали.

«Угадай, что мы задумали» .

Материал. Волчок со стрелкой, поднос с дарами осени.

Правила игры :

1. Выбирается водящий с помощью «волшебной стрелочки» (раскручивается волчок со стрелкой, он уходит в спальню.

2. Загадывается предмет. Дети договариваются, что каждый о нем будет рассказывать. Предмет называть нельзя.

3. Зовется водящий. Дети рассказывают о предмете, но не называют его.

4. На чьем рассказе водящий угадает, какой предмет задуман, тот и

становится следующим водящим.

5. Игра повторяется.

Выбирается водящий, он уходит в спальню, остальных детей воспитатель приглашает сесть вокруг подноса с дарами осени. Воспитатель предлагает загадать предмет из даров осени. Ребята описывают его, договариваются, что каждый о нем будет рассказывать. Приглашают водящего и поочередно дают различные определения загаданному предмету, не называя его. Как только водящий отгадывает и называет предмет, игра заканчивается. Ведущим следующего кона игры становиться тот , на чьем рассказе была дана отгадка.

«Что я загадала?»

Материал. 10 кругов разного цвета и размера, фишки разного цвета, кубик с

изображениями животных, мяч.

Правила игры :

1. Ведущий выбирается с помощью считалки.

2. Ведущий раскладывает круги от самого маленького до самого большого попорядку. 3. Кому ведущий бросает мяч – тот отгадывает.

3. Отгадывая, можно задавать вопросы только со словами «больше» , «меньше» .

4. Кто ответит правильно – получает красный фант. Кто больше всех наберет красных фантов, тот выиграл. Он становится ведущим следующего кона игры .

5. Кто ответит неправильно – получает фант другого цвета. В конце игры (дети изображают животных) .

6. После разыгрывания фантов игра заканчивается.

Выбирается ведущий с помощью считалки. Он раскладывает перед детьми 10 кругов разного цвета и размера от самого маленького до самого большого попорядку. Напоминает правила . Предлагает детям отгадать, какой круг он загадал.Например :

Этот круг больше красного?

Да, больше.

Он больше синего?

Больше желтого?

Это зеленый круг.

Правильно угадавшие , получают фанты красного цвета. Не отгадавшие – получают фанты другого цвета. По окончании игры некрасные фанты разыгрываются с помощью кубика (дети изображают животных) . Кто больше всех набрал красных фантов – выигрывает и становится ведущим следующего кона игры .

«Разноцветная ярмарка» .

Материал. Поднос с геометрическими фигурами, вырезанными из разноцветного картона; корзинка; волчок со стрелкой.

Правила игры :

1. Выбирается покупатель с помощью волчка.

2. Продавец должен продать один предмет, называя сам предмет и его цвет.

3. Покупатель должен сделать три покупки.

4. После этого выбирается новый покупатель, а продавцы меняют товары.

5. Игра начинается сначала.

Выбирается покупатель с помощью волчка. Дети выстраиваются в круг. Каждый держит за спиной геометрическую фигуру, вырезанную из цветного картона - это «продавцы» . Внутри круга ходит «покупатель» .Дети хором произносят потешку :

Поля, Поля, не сиди!

По ярмарке походи!

Все товары хороши!

На что хочешь, покажи!

На последнем слове ребенок останавливается и делает «заказ» продавцу : «Мне нужны овощи (одежда, посуда, цветы) ». Продавец должен предложить предмет из нужной категории, совпадающий по цвету и форме с фигуркой, которую он держит за спиной.Например : «У меня есть красный помидор» , - достает круг красного цвета. Покупатель делает еще две покупки. Затем выбирается новый ведущий, продавцы меняют товары, игра начинается сначала.

«Собери фигуру» .

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера, карточки – схемы, «чудесный мешочек» с объемными геометрическими фигурами двух цветов по количеству детей , «золотые» и «серебряные» медали.

Правила игры :

1. Дети делятся на две команды с помощью «чудесного мешочка» .

2. Каждая команда выкладывает по одной фигуре по схеме.

3. Та команда, которая закончит первой, побеждает.

4. Каждая команда должна сказать, на кого или на что похожа выложенная фигура.

5. Победившая команда получает «золотые» медали, проигравшая – «серебряные» .

Дети делятся на две команды с помощью «чудесного мешочка» . Дети, доставшие красные фигуры – команда «красных» , синие – команда «синих» . По сигналу воспитателя команды начинают собирать фигурку, используя карточки-схемы. Та команда, которая быстрее справилась с заданием , выигрывает . Каждая команда представляет свою фигуру. Победившая команда получает «золотые» медали, проигравшая – «серебряные» .

«Три шашки» .

Материал. Рабочее поле – часть шахматной доски три клетки на три (2 шт., полоска картона равная по длине трем клеткам (2шт., три шашки (2 комплекта, «чудесный мешочек» с черными и белыми шашками по количеству детей .

Правила игры :

1. С помощью считалки выбирается судья, который будет проверять, правильно ли члены команды выложили шашки.

2. Дети делятся на команды. Кто достанет из мешочка черную шашку, тот в «черной» «белой» .

3. Шашки нужно выложить так, чтобы палочка не смогла закрыть три клетки подряд.

4. Шашки по диагонали не выкладывать.

5. Та команда, которая правильно выполнит задание , побеждает.

С помощью считалки выбирается судья. Дети делятся на команды. Кто достанет из мешочка черную шашку, тот в «черной» команде. Кто достанет белую – в «белой» . Судья напоминает правила игры . По его команде дети начинают выполнять задание.

Как только одна из команд закончит, судья проверяет правильность выполнения задания . Та команда, которая правильно выполнила задание , побеждает.

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать и м новые знания), организуется и проводится взрослы м главным образ ом на обучающих занятиях.

Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специф ических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельну ю деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководство и управление играми с правилами в разных возрастных группах

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на обучающих занятиях.

Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

Изучение особенностей становления игры с правилами, определение условий, облегчающих ее освоение в дошкольном возрасте, необходимы для разработки путей систематического руководства самостоятельной деятельностью детей, сочетания различных ее видов, обеспечивающих наиболее полное развитие ребенка.

Игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические (основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями) и подвижные (основная задача - совершенствование движений, развитие двигательной активности). Однако нельзя рассматривать подвижные игры только как метод физического воспитания, а дидактические - только как умственного развития. В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка в целом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Например, в игре "Раскроем тайну волшебных колпачков" (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача - узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребёнок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая под находящейся под ним игрушке (например, матрёшке), даёт образец её описания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: "А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал."

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличие ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Педагогическая ценность дидактических игр

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Руководство и управление дидактическими играми

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоцианальное настроение, непренуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам

Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.

Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда, педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение, усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

Настольные игры-пособия

К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно"и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д.

("Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта ("Кто на чём ездит, плавает, летает"), действуют герои сказок ("Сказки Пушкина", "Смелые и ловкие", и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности ("Настольный кольцеброс", "Настольные кегли", "Волчок" и др.)

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия,или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку), "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию движений) и др.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство и управление подвижными играми

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Подбор игр

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движение по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли ("Солнышко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т.д.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием ("Мяч через сетку", "Лови, бросай, упасть не давай" и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быстроту выполнения движения ("Кто быстрее добежит до флажка", "Кто самый ловкий" и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании ("Самолеты", "Цветные автомобили" и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.

Знакомство с новой игрой

Детей младшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, игровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению.

Например, знакомя детей с игрой "Солнышко и дождик", воспитатель говорит: "Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потянули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой". При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал "Солнышко", разнообразит действия детей между сигналами, а после слова "Дождь" постепенно исключает подсказывающие указания.

Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Например, в игре "Цветные автомобили": "Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя". Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.

При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

Создание условий для игры

В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее - начинается игра ("Воробушки и кот") или натягивают веревку, детей располагают около нее ("Наседка и цыплята"). При проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.

Распределение ролей

Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?". И т.д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Руководство в ходе игры

В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

Подведение итогов

Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.

Проведение игр соревновательного характера

Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", "Подбрось, поймай, не дай упасть на диван" и т.д.).

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.

Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.).

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту детской игры, крайне важно серьезно подойти к организации и содержанию игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Руководство и управление играми с правилами во всех возрастных группах рассчитаны в основном на решение умственных задач воспитания и развития, а не на формирование новых более высоких способов деятельности.

Для того чтобы дети играли самостоятельно, без излишней опеки воспитателя, могли сами регулировать возникающие у них затруднения и разногласия, необходимы несложные понятные правила. Ко многим существующим играм даны готовые правила, но они часто не охватывают игры в целом, имеют существенные упущения. Анализируя имеющуюся литературу по игре, можно сказать, что одним из важных структурных компонентов является правило.

Для того чтобы обеспечить условия для самостоятельной детской игры с правилами, воспитателю необходимы знания о строении игр, сложности или простоте их правил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Игра с правилами в детском саду М. Академический Проект, 4-е изд.2002
  2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Мозаика-Синтез, 2014
  3. Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика: Феникс, 2002
  4. Степанкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений // электронная версия

Я+Семья

Ирина Абрамчук ,
детский психолог центра «Я+семья»

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…

В.А.Сухомлинский

Игры бывают разные и для каждого возраста важны свои игры.

Дошкольный возраст - возраст от 3 до 6-7 лет. Очень часто родители воспринимают этот возраст как подготовительный этап к школе и используют его для обучения ребенка счету, чтению, письму - тем навыкам, которые важны для школьной жизни. Конечно, все это делается в игровой форме (просто в другой форме ребенок ничего особо не запомнит, за редким исключением). В лучшем случае делается акцент на познавательном развитии ребенка - развитии внимания, памяти, мышления, накоплении знаний об окружающем мире и т.д.

Да, это все важно. Однако для успешного обучения в школе важны и другие моменты, про которые родители часто забывают - это умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. И в этом нам снова поможет игра.

Игры у дошкольников бывают:

  • сюжетно-ролевые (игры в дочки-матери, в больницу, в индейцев и т.д.);
  • игры с правилами (типа «Съедобное - несъедобное», «Море волнуется раз»),
  • дидактические игры (это игры для решения обучающей задачи, например, научиться считать). Последний вид мы рассматривать в данной статье не будет, этим играм уделено достаточное внимание.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Правда, в игре ребенка 3-4-х лет только появляются зачатки сюжета, поэтому говорят не о сюжетно-ролевой, а о ролевой игре. Ролевая игра - игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения.

Итак, играть можно в «Кухню», «Доктора», «Деревню», «Автомастерскую», «Парикмахерскую», «Зоопарк», «Цирк» и т. д. Для сюжетно-ролевой игры важны несколько моментов, которые мы и рассмотрим.

Во-первых, это наличие игрушек данной тематики (понятно, чтобы играть в «Кухню» вам понадобятся и плита, и кастрюли, и поварешки, и тарелки, и чашки, и другие игрушки. Трудно кому-либо приготовить еду (даже игрушке-зверюшке), если у вас под рукой одна кастрюлька с ложечкой). Иногда можно использовать не игрушку, а предмет, который может ее заместить (например, вместо игрушечного мобильника можно использовать строительный кирпичик подходящего размера).

Во-вторых, важна организация игрового пространства, т.е. места, где будет проходить игра. Так, если вы играете в «Парикмахерскую» , у вас должны быть не только инструменты для стрижки, укладки и т.д., но и стул для клиентов, и зеркало. А если вы еще «очертите» границы вашей парикмахерской (например, строительными кирпичиками), сделаете дверь (можно тоже из кирпичика), игра будет намного привлекательней для ребенка и вызовет больше положительных эмоций. Не ленитесь, доставьте малышу приятное: помогите обустроить его игровое место.

В каждой игре есть роли. Для вхождения в роль театральному актеру важен грим и костюм, ребенку (особенно 3-4-х лет) тоже легче воплощаться и помнить о том, кто же он в этой игре, если что-то меняется в его внешнем виде. Так, например, доктор надевает белый халат, повар - фартук, милиционер берет фуражку и жезл, а индеец - перья в волосы и копье и т.д.

Но самое главное - это ваши эмоции: то настроение, с каким вы играете с ребенком. Без эмоций игра скучна и не вызывает эмоционального отклика у ребенка, а следовательно нет и желания играть в нее.

Ниже приводится пример сюжетно-ролевой игры «Цирк зверей ».

Необходимые игрушки: игрушечные обезьяна, лев, попугай (или другие животные, которые бывают в цирке); кубики для обозначения арены цирка; стульчики для зрителей; обруч или перекладина; качели; бумажные «билетики», «афиша цирка».

Взрослый вешает на доску афишу, на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите! В цирке веселые зверята: обезьяна, лев, попугай ».

Обращаясь к ребенку, который заинтересовался, взрослый спрашивает: «Вы хотите купить билетик на представление?». После того как билетик «купили», взрослый предлагает всем «зрителям» зайти в цирк (где предварительно готовы «арена» и «места для зрителей») и занять свои места.

Потом взрослый торжественно сообщает: "Внимание! Внимание! Начинается представление. Сегодня на арене выступят дрессированные звери.

Первым выступает лев. Он умеет прыгать: але ап! Еще раз: але ап!
(Демонстрирует прыжки игрушечного льва через обруч или перекладину.) Молодец! Давайте похлопаем, дорогие зрители.

Проворная обезьянка умеет качаться на качелях: вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки.) Похлопаем и этой артистке цирка.

А вот и попугай, он умеет петь куплеты: «Я попугай, сижу на ветке, распеваю песни в клетке. Билет берите и приходите!» Молодец попугай, красиво поет! Похлопаем ему, дорогие зрители!

На сегодня наше выступление окончено. Приходите к нам еще. До свидания! »

Звери выходят на поклон. Взрослый предлагает «зрителям» еще раз похлопать «артистам».

Напоследок про сюжетно-ролевые игры хотелось бы сказать следующее: очень часто родители считают их пустой забавой. Однако именно благодаря этим играм ребенок познает окружающий мир и себя, приобретает первые навыки взаимодействия с другими людьми, развивает речь, воображение, а также веру в себя, умение управлять своими эмоциями и поведением и многое другое.

Немаловажными для развития дошкольников являются и игры с правилами - игры, в которых действия участников и их взаимоотношения определены заранее сформулированными правилами. Начальные формы таких игр носят сюжетный характер, например, игра в «Кота и мышей», «Цаплю и лягушек», «Лисичку и зайчиков» и подобные им.

Игры с правилами могут быть как подвижными, так и настольными. Основное предназначение этих игр - развитие эмоционально-волевой сферы.

Примеры игр с правилами вы найдете ниже.

Игра «Цветочек: утро - вечер»
(по Хухлаевой О.В.)

Ребенок «превращается» в цветочек. По команде «вечер!» - цветочек закрылся и уснул (ребенок кладет руки на колени и опускает голову). А когда звучит команда «утро!» - цветочек проснулся и потянулся к солнышку (ребенок поднимает голову и тянет руки вверх). Так повторяется несколько раз.

Игра «Самолет летит, самолет отдыхает»

Ребенок превращается в самолет: руки - крылья самолета. По команде «самолет летит» - ребенок поднимает руки, напрягая их (потому что нужны очень сильные крылья, чтобы самолет летел) и бегает по комнате. По команде «самолет отдыхает» - ребенок останавливается и опускает руки вниз расслабленными - самолет прилетел, крылья устали и хотят отдохнуть.

Игра «Пчелкины песни» (по Панфилову М.А.)

Ребенок превращается в «пчелку», которая «летает» (бегает) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» - «пчелка» садится, замолкает и «засыпает». По сигналу: «День!» - «пчелка» вновь «летает» и громко распевает свои песни-жужжалки.

Игра «Смелые мышки» (по Панфилову М.А.)

Выбирается «кот» и «мышка». «Кот» сидит в своем домике и наблюдает за «мышкой». С началом стихотворения, который произносит взрослый вместе с мышкой, мышка делает несколько шагов по направлению к кошкиному домику.

«Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз - два - три - четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом - бом - бом - бом!
Убежали мышки вон».

Во время произнесения стихотворения мышка подходит к коту ближе, выполняет движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышка убегает, а кот ее ловит. При этом нельзя коту бежать раньше, не дослушав стихотворение до конца.

Потом можно поменяться ролями.

Игра «Запрещенное движение»

Сначала взрослый и ребенок договариваются о том, какое движение будет запрещенным. Затем начинается игра: ребенок повторяет вслед за взрослым все движения, кроме запрещенного. Когда взрослый делает запрещенное движение, ребенок удерживается от его повторения (усложненный вариант этой игры: происходит замена запрещенного движения на другое движение, например, хлопок в ладоши).

Игра «Волк-волчишко, пусти переночевать»
(по Хухлаевой О.В.)

Выбирается «волк» и «ребенок» («дети»). В угол комнаты ставится стульчик, на котором будет сидеть «волк». В другой стороны - стульчик-домик «ребенка». Ребенок встает со своего стульчика, подходит к волку со словами: «Волк-волчишко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Ребенок усаживается возле волка, а ведущий (взрослый) говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» ребенку надо быстро подняться и добежать до своего стульчика-домика. Волк тоже встает при слове «ночь» и пытается догнать ребенка.

Игр с правилами много. Вспомните свое детство, наверняка вы играли в «Фанты» (другое название - «Да и нет не говорите…»), «Горелки», «Пятнашки», «Краски», «Съедобное - несъедобное», «Гуси и волк» и другие игры. Вспоминайте правила и играйте с вашим ребенком с удовольствием и с пользой.

Напомним некоторые игры из детства.

Игра «Фанты»

Игра начинается так. Ведущий говорит:

«Вам прислали сто рублей
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
"Да" и "нет" не говорите!»

После этого он задает участникам игры разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет». При этом на вопросы играющие должны отвечать быстро и ответ исправлять нельзя. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант - выполняет задание придуманное ведущим (например, рассказать стишок, спеть песенку, попрыгать на одной ножке или другое).

Игра «Пятнашки»

Выбирается водящий - «пятнашка». Остальные участники игры разбегаются по площадке, а «пятнашка» их ловит. Тот, кого «пятнашка» коснется рукой, становится «пятнашкой».

У этой игры есть варианты, которые нас и интересуют.

Вариант №1: игра «Пятнашки: ноги от земли».
Играющий может спастись от «пятнашки», если встанет на какой-то предмет.

Вариант№2: игра «Пятнашки-зайки».
«Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

Вариант №3: игра «Пятнашки с домом». Определяется место, которое является домом (на улице это может быть нарисованный мелом круг на асфальте). Преследуемый может спастись от «пятнашки» в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.

Вариант №4: игра «Пятнашки с именем». Все играющие, кроме «пятнашки», выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. «Пятнашка» не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, «Я - медведь»).

Играйте, дорогие родители, со своими детками, играйте! И не забывайте, что именно в игровой деятельности у дошкольника формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Не зря еще Л. С. Выготский писал: «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития…»

Игры с правилами в противовес творческим иногда называют закрытыми, поскольку возможности дошкольника модифицировать такие игры ограничены. Большинство из этих игр разрабатывается взрослыми, которые организуют соответствующую деятельность детей.

Подвижные игры дошкольников часто называют "школой произвольности". Они привлекают детей своим динамизмом, возможностью физической активности, в то же время оказывают важное влияние на развитие их психики и личности. Подвижные игры относятся к группе игр по правилам, их компонентами выступают игровые действия, определенное оборудование (мяч, обруч, флажок и т.д.), роли и сюжет. С такими играми детей знакомят взрослые. Впоследствии дети, хорошо усвоив правила, по собственной инициативе разыгрывают их. Правила составляют важное условие проведения подвижных игр, благодаря которой от ребенка требуется соответствующая регуляция своего поведения. Приобретение навыков саморегуляции становится основой для развития у ребенка произвольности как черты его личности. Например, в игре "Волк и козлята" нужно внимательно следить за поведением и намерениями "волка", а кто этого не умеет - попадет в его лапы.

Подвижные игры оказывают развивающий влияние и на другие стороны психики и личности ребенка. В их процессе формируются важные интеллектуальные качества: наблюдательность, внимательность, воображение, память. Снижение внимательности ведет к проигрышу. Ребенок должен заранее представлять действия партнеров по игре, чтобы вовремя "спрятаться", "замереть" и другие. В течение игры нужно помнить ее правила. В подвижных играх происходит совместная игра детей, благодаря чему возникают мотивы соревнования, соперничества, стремление к лучшим результатам. Дети учатся играть в команде, то есть учитывать действия своих товарищей, их успехи и ошибки, помогать им, радоваться их успеху, переживать гордость за достигнутые результаты.

Дидактические (учебные) игры позволяют приблизить процесс обучения возрастным особенностям дошкольника. В них тесно переплетаются игровая и учебная цели, сочетается игровая и познавательная мотивация. Ребенок переживает интерес и удовольствие в процессе таких игр. Так, как и обучение, дидактическая игра позволяет обогатить знания детей и закрепить их в ходе выполнения различных игровых задач. Инициатива в таких играх изначально принадлежит взрослому, разрабатывает правила, обеспечивает игровой материал, привлекает детей к игре. Разыгрывание дидактических игр детьми под руководством взрослого выступает одновременно как особая форма взаимодействия взрослого и ребенка, имеет ведущее значение в умственном воспитании дошкольников. Дидактические игры выступают, прежде всего, "школой ума", развивая интеллектуальные процессы дошкольников: способность различать, объединять, группировать, наблюдать подобное.

В дидактический играх также присутствуют сюжет и роль, однако здесь они имеют второстепенное значение, выступают как необязательные компоненты. На первый план выходят дидактическая и игровая задачи, правила, игровые действия на основе выполнения определенных умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, аналогии), результат и дидактично игровой материал.

Для взрослого, который организует дидактическую игру, главной целью выступает - учебная. Для ребенка она скрывается за игровой. Ее привлекает возможность поиграть, получить удовольствие при выполнении определенных задач, входящих в содержание игры. В то же время с возрастом дети начинают понимать учебный эффект таких игр, их позиция в игре приобретает новое нюанса в связи со стремлением стать школьником, учиться. Чем отчетливее в дидактической игре для дошкольника выступает игровая ее сторона и чем больше обучающий эффект она обеспечивает, тем больше эта игра соответствует возрастным особенностям ребенка и тем лучше способствует обучению.

Как и любая игра, дидактическая содержит воображаемую ситуацию. Овладение мнимой ситуацией дидактической игры требует от дошкольника определенных умственных усилий, связанных с требованием отгадать, вспомнить, представить, дополнить, убрать лишнее тому подобное.

Правила дидактической игры составляют ее ведущий элемент, они четко объясняются ребенку перед началом игры, а также напоминаются в процессе ее выполнения. Уход от правил игры делает ее или неинтересной, или превращает в другие разновидности игр. Например, игра в "Растительное лото", предусматривает использование такого игрового материала, как специальные карточки, разделенные пополам, каждая половина содержит изображения различных растений. Дети должны составить лото, присоединяя карточки половинками с изображением одинаковых растений. Оговариваются требования к победителю; дети заранее знают - победит тот, кто при составлении допустит наименьшего количества ошибок. Для выполнения правил игры дети должны сравнивать изображения растений между собой, искать в них общее и отличное.

Как отмечает Г.А.Урунтаева , существуют условия, обеспечивающие соблюдение правил в дидактической игре, а именно:

Коллективная организация деятельности, игроки согласовывают свои действия и контролируют выполнение правил сверстниками;

Создание разновозрастных объединений, когда старшие дети передают свой игровой опыт младшим и выполняют роль обучающего.

Сегодня появились дидактические игры на основе компьютерных программ.

Среди компьютерных игр выделяют дидактические, реактивные развлекательные игры, игры-соревнования. Все они, по мнению В. В. Безменов, составляют группу закрытых компьютерных игр, где все компоненты закреплены достаточно жестко. В открытых, или креативных играх, отличаются компоненты, которые ребенок определяет сама. Это, прежде всего, цель игры. Открытая игра позволяет воспроизводить и развивать образ мира ребенка, побуждает детей к общению, в ней производится высокая самооценка, рефлексивные умения. Благодаря компьютеру ребенок имеет возможность видеть продукт своего воображения в игре, восстановить процесс создания игры (И. А. Ивакина).

В закрытых играх ребенок активно действует один на один с компьютером, ее деятельность носит репродуктивный характер, она отстраняется от окружающих, потому что сама игра требует от нее высокого сосредоточения. Такие закрытые игры ставят перед дошкольником ряд иерархически ускладнюваних задач, решение которых обеспечивает усвоение разнообразных знаний и правил управления компьютером, способствует развитию мышления, внимания, памяти и др., Обогащает познавательный опыт ребенка путем неоднократных упражнений с четко фиксированным результатом.

Особенностями использования компьютерных игр для детей являются следующие положения (Е. В. Зворыгина, Л. А. Яворончук) :

Компьютерные игры - средство воспитания, обучения, диагностики и психического развития детей, эффективное средство, формирования и коррекции игровой деятельности;

Компьютерные игры наряду с традиционными играми включаются в педагогический процесс детского сада;

В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях обычными средствами трудно или невозможно понять и усвоить;

Компьютерные игры требуют особой организации, могут сочетаться с самостоятельными творческими играми, быть составной частью занятий.

ВЫВОДЫ об особенностях развития игр с правилами в дошкольном возрасте:

Подвижные игры выступают "школой произвольности", формируют двигательные (моторные) качества, а также положительно влияют и на другие стороны психического развития ребенка (организаторские и коммуникативные умения, познавательные процессы, социальные эмоции)

Дидактическая игра организуется и создается взрослым специально в учебных целях, при этом обучение происходит на основе взаимосвязи игровой и дидактической задач;

Дидактическая игра служит средством формирования умственной деятельности ребенка;

Новый вид игр дошкольников - компьютерные, которые бывают открытыми и закрытыми, они открывают новые возможности в развитии дошкольника.