Лучшая настольная игра. Лучшие настольные игры – топ от Игроведа. ТОП логических настольных игр

Просмотрено: 21451 раз(а)

Как выбрать настольную игру?

Если Вы точно знаете, что Вам нужно, то всё просто – нужно зайти на сайт и набрать название в строке поиска. Но если хочется чего-то нового? Как понять какая игра действительно хорошая, а какая – на один раз?

Вариант первый – прочитать (или посмотреть) обзор в блоге и положиться на мнение автора. Существенным недостатком этого метода является то, что ни один автор просто физически не сможет переиграть во все интересные игры. Большое количество потенциально интересных игр неизбежно останутся за кадром.

Второй вариант – посмотреть рейтинги на больших порталах, посвященных настольным играм. Метод весьма информативный, ведь если 10 000 человек считают ту или иную игру одной из лучших, то, вероятно, стоит дать ей шанс и поискать более подробные обзоры уже о конкретной игре.

Самый большой в мире портал по настольным играм – Board Game Geek . Портал на английском языке, но сам раздел рейтинга достаточно прост, и мы разберем ниже все необходимые значения. По каждому из них можно сортировать список, кликнув на него.

  • Your Rating – это Ваш личный рейтинг этой игры
  • Geek Rating – основной рейтинг портала по которому строятся "топы" игр. Именно на него стоит ориентироваться при выборе игры. Он берет среднее значение всех оценок пользователей и статистически их обрабатывает, основываясь на Теореме Байеса. В результате получается средний рейтинг, но исключается возможность, что новая игра с десятью оценками 10 опередит известную игру с несколькими тысячами оценок и средним результатом в 8,5
  • Avg Rating – это средний пользовательский рейтинг, усредненная оценка всех игроков
  • Num Voters – количество голосов. Тоже очень важный параметр, чем он выше – тем больше людей поделилось своим мнение об игре и тем достовернее рейтинг. Также этот параметр может отражать популярность игры

Цифры на практике

Итак, мы разобрались с тем, что именно означают цифры в графе "рейтинг". Осталось понять, на какие значения стоит ориентироваться. Казалось бы, все просто: чем выше цифра, тем лучше.

Однако, на практике все немного сложнее. Для разных категорий игр разные значения будут считаться "хорошими".

Как правило, стоит смотреть на оценку тех игр, у которых голосов несколько тысяч и больше. Очень известные и признанные игры могут иметь десятки тысяч голосов (например, у "Доминиона" их больше 50 000).

Что касается рейтинга – тут все зависит от типа игры (подробнее об этом можно узнать в статье "Словарь настольщика"). Если это большая и тяжелая настольная игра, то "отличным" рейтингом можно считать 8 и больше, "хорошим" – 7-8, 6-7 – "неплохо". Оценку 6 и ниже получают либо нишевые игры, либо продукты со значительными недостатками.

Для небольшой игры-филлера же градация будет несколько иная: больше 7 – это "отлично", 6-7 – "хорошо", 5-6 – "неплохо". Игры с рейтингом ниже 5 – это также либо игры "на любителя", либо игры с большим количеством недочетов.

Плохой рейтинг игры могут иметь по нескольким причинам. Это может быть неудачное (по мнению большинства) оформление, тематика или же баланс. Часто одна из составляющих игры с низкой оценкой может быть выполнена очень хорошо, а для кого-то даже и перевешивать имеющиеся недостатки. Тем не менее, такие игры перед покупкой лучше посмотреть и попробовать "вживую".

Русскоязычный портал "Тесера"

В русскоязычном интернете самой большой энциклопедией настольных игр является "Тесера ".
Рейтинг тут сделан несколько проще, т.к. он не использует сложные алгоритмы, как Geek Rating. Соответственно, оценка строится на основе средней оценки всех пользователей без учета количества проголосовавших.



Различные оценки

  • Оценка "Тесеры" – это среднее значение всех рейтингов. Geek Rating с BGG тут так же представлен, но сортируются игры именно по рейтингу "Тесеры". (на момент написания статьи по какой-то причине он не отображается, но учитывается в "оценке пользователей". Надеемся, что это скоро починят)
  • Оценка пользователей – это среднее между оценкой "Тесеры" и рейтингом BGG.
  • Количество голосов – поскольку российское сообщество закономерно меньше мирового, то и проголосовавших тут тоже меньше. Стоит ориентироваться на рейтинг игр с более чем сотней проголосовавших.

Другая полезная информация

  • Правила на различных языках; даже если сама игра на них не переводилась (на "Тесере", соответственно, Вы сможете найти правила на русском)
  • Советы пользователей
  • Подробная оценка различных аспектов игры (глубина, геймплей, оригинальность, сложность и т. п.)
  • Рекомендации по количеству игроков
  • Пользовательские миссии и полезные дополнения
  • Примеры игровых раскладов и другие картинки
  • Полезные советы
  • Мнения пользователей и комментарии
  • Фотографии и видео
  • Множество другой любопытной информации

Многие интересные информационные объекты – такие как дополнительные миссии, правила и видеообзоры – мы стараемся добавлять также и на наш сайт, чтобы Вам было удобнее определиться с выбором игры и играть именно в то, что нравится Вам!

Правила проведения акции
  1. Информация об Акции
    1. Настоящая акция под наименованием «Шутки в сторону!» (далее – «Акция») является стимулирующим мероприятием, направленным на стимулирование продаж товаров, реализуемых в интернет магазине Организатора акции (далее – «Товар»). Акция не является лотереей и проводится в соответствии с правилами проведения Акции (далее – «Правила»).
    2. Организатором Акции является ООО «Лавка Чудес». Информация об Организаторе:
      ООО «Лавка Чудес», ОГРН: 1117746617669, адрес: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 8, . Акция проводится на сайте (далее – «Сайт»).
    3. Акция проводится в сети Интернет, для проведения Акции задействуются площадки: социальная сеть ВКонтакте https://vk.com/hobby_games (далее - «ВКонтакте») и сайт .
    4. Срок проведения Акции: 29 марта - 2 апреля 2018 года.
  2. Условия участия

    Участие в Акции автоматически означает полное принятие и ознакомление участника с Правилами. Для того, чтобы принять участие в Акции, необходимо:

    1. На сайте найти шуточный, т.е. несуществующий в действительности товар, размещенный на Сайте в рамках проведения Акции.
    2. На странице этого товара нажать кнопку «Участвовать в акции» и во всплывающем окне нажать кнопку «Подпишись на нашу группу в ВК» и подписаться на группу

Настольный 2016 год приятно удивил - вышло много отличных хитов, включая долгожданную настольную ролевую игру Pathfinder. За это и многое другое нужно благодарить системы краудфандинга. Но ещё больше нас порадовали отечественные разработчики…

Самая стильная игра

Эпичные схватки боевых магов: Битва на горе Черепламени

Дуэли волшебников часто становятся темой для настольных игр, но никогда раньше они не были настолько… липкими. Кровь, кишки и приёмы живительной алкомагии на каждой иллюстрации - всё это невероятно стильно, хотя особо ранимым игру лучше не показывать. «Эпичные схватки» не отличаются продуманной механикой, но и тут есть своя изюминка - конструктор заклинаний, который позволяет придумывать интересные комбинации. Не каждый год появляется действительно массовый патигейм, не похожий на алкошашки, поэтому «Битва на горе Черепламени» заслуженно получает звание самой стильной и безумной игры.

Событие года

Выход Pathfinder RPG на русском


В 2016 году на русском языке вышел стартовый набор Pathfinder RPG. Маленький шаг для линейки, но огромный шаг для всей индустрии настольных ролёвок на русском. А всё потому, что в остальном мире Pathfinder известен не меньше своего извечного конкурента Dungeons & Dragons, а кое-где даже обошёл его по продажам!

В 2015 году отечественные ролевики пожертвовали на издание игры более 1,2 миллиона рублей - настоящий рекорд. Но в конце 2016-го история повторилась - Hobby World и Studio 101 собрали деньги на издание основной книги правил. Увесистый том на 600 страниц порадует любителей сложных систем и игр в жанре фэнтези.

Зарубежная настолка года

Претенденты : Mansions of Madness: Second Edition, Terraforming Mars, Scythe


Издательство Fantasy Flight Games много лет вспахивает франшизу «Звёздных войн», но вместо того, чтобы расслабиться и схалтурить, порой выдаёт шедевры. Star Wars Rebellion - асимметричная стратегия на двоих: грозная военная машина Империи против неуловимых повстанцев с их тайной базой. Тут есть и качественные миниатюры, и масштабные события, и выверенный баланс, и увлекательные бои в космосе и на планетах, но главное - та самая атмосфера далёкой галактики. Хочешь, чтобы всё было по канону? Спаси принцессу из плена и сбрось торпеду с шансами один на миллион. А хочешь - перепиши историю: пальни из Звезды смерти по Татуину и уведи на Тёмную сторону… например, Чубакку. Отдельный плюс: никаких дополнительных «паков приключений». Rebellion бесконечно реиграбельна в своей базовой комплектации.

Отечественная настолка года

Претенденты : Master of Orion, «Гильдии Лаара»


«Стальная арена» - это отличный настольный шутер, представитель редкого жанра, да к тому же прекрасно реализованный. Механика отполирована до блеска и идеально подходит игре: роботы подбирают новые детали прямо во время схватки, перегреваются, могут прятаться за укрытиями и включать усиленный режим при угрозе поломки. Гибкие правила позволяют менять уровень сложности и роль случая. Можно устроить битву «все против всех» или командный бой два на два, в котором по-настоящему раскрываются тактические возможности роботов. «Стальная арена» стала бы игрой года, если бы не другой конкурент из России.

Игра года

Master of Orion

Претенденты : «О мышах и тайнах», Space Alert, «Стальная арена»


Игра отечественных авторов оказалась достойным последователем прославленной серии космических стратегий. От появления прототипа до выхода зарубежных изданий мы следили за ней и верили в её успех. Master of Orion - это младший брат «Поселенцев» и Race for the Galaxy. Не тот сорванец, что приходит из школы с двойками, а причёсанный и аккуратно одетый, гордость родителей. В отличие от «родственников», Master of Orion требует внимания ко всем аспектам игры сразу: экономика, война, добыча очков - ничем нельзя пренебречь. Это первая серьёзная (не семейная) игра европейской школы, выпущенная в России и получившая признание. В том числе у «Мира фантастики».

Tom Vasel, Zee Garcia и Sam Healey подготовили свои списки из десяти лучших, по их мнению, игр 2016 года. Видео прикреплено к этой заметке, но так как не всем удобно смотреть такое длинное видео на английском, то ниже списки и краткие тезисы, что говорилось (это не перевод, а некий вольный пересказ в рамках моего понимания и косноязычия:)).

Sam Healey:

"Очень понравилась, несмотря на внезапную и странную концовку. Отличный гибрид."

"Был очень впечатлен, так как обычно я не люблю игры на программирование действий. Это кооперативная игра, возможно, поэтому она мне и понравилась. Здесь нет конфликтов между запрограммированными действиями разных игроков (то, что обычно мне не нравится в играх такого жанра). Много няшных минек, игра очень круто выглядит на столе. "

"Игра по системе D&D. Взяли декбилдинг, который я не очень люблю, и ареа контрол, который я очень люблю, и смешали их вместе. Мне очень понравился результат. Не ожидал, что игра настолько мне понравится, так как компоненты совсем не впечатлили."

"Довольно несложная игра о развитии своего племени. Вы отстраиваете вашу деревню, каждое построенное в деревне здание дает вам дополнительные возможности, которыми вы можете воспользоваться в свой ход. Одинаковые здания могут давать разные свойства, поэтому в конце игры деревни разных игроков будут отличаться. Мне нравится простой механизм экспедиций в этой игре. Нет сложных вычислений, умножений, сравнений. Все просто - у кого правильное число, тот и победил. Очень фановая игра."

"Comissioned - на данный момент моя самая любимая игра на религиозную тему, потому что в ней библейская тема наложена на современный игровой механизм. Плюс свежий новый современный дизайн, исторические параллели. Я бы назвал Comissioned Пандемией наоборот. В Пандемии игроки должны сдерживать распространение болезней, а в Comissined, наоборот, распространить христианство как можно шире."

"Мне действительно очень понравился этот вариант Каркассона (и моей семье тоже). Механизм гонки отлично вписался в игру. Тайлы оформлены просто потрясающе. Это хорошая игра, и она отлично выглядит."

"Не ожидал многого от игры, так как до этого момента Портал не славился играми с миниатюрами или играми на ареа-контрол. Одна из тех игр, которая поднимается в моем личном рейтинге все выше и выше с каждой партией."

"Впервые сыграв в эту игру, я не смог понять, нравится она мне или нет. С первого раза сложно разобраться, как это все работает, к тому же в игре есть аж 3 условия победы. Выполнив любое из них, вы победите. Надо сыграть хотя бы 2-3 партии, что понять что к чему в этой игре, и как надо играть, чтобы победить. Это не очень хорошо, но игра действительно замечательная."

"Согласен с Томом, это действительно Звездные войны в коробке. Именно такое ощущение возникает, когда играешь в эту игру. На мой взгляд, это самая лучшая игра по Звездным войнам из имеющихся в данный момент на рынке. Star Wars: Rebellion - мой номер один в этом году."

Zee Garcia:

"Меня сложно удивить тайлоукладывательной игрой, но эта игра меня действительно очаровала. Играл в нее с многими совершенно разными людьми. Очень неожиданно Kingdomino оказалась настоящим хитом. "

"Я не являюсь большим фанатом градостроительных игр, но эта игра действительно меня увлекла: яркая, красивая, довольно несложная. Игра очень механистичная (абстрактная), но при этом интересная. Days of Wonder продолжает выпускать хиты, и Quadropolis - определенно хит для меня."

"Не являюсь фанатом игр Мартина Уоллеса. Обычно они невзрачно выглядят, слишком сухие и математичные. Via Nebula выглядит фантастически. Это евро с основной механикой pick-up-delivery, завернутое в привлекательную тему, с восхитительным оформлением и простыми правилами. Игра по сложности где-то семейка плюс, и она действительно должна понравиться многим людям."

"Спин офф обычной Пандемии в сеттинге Ктулху. Мне нравятся новые элементы, которые авторы добавили в игру: Шоготы перемещаются по полю, и игрокам надо не позволить им добраться до ворот, иначе новый Древний входит в игру, неся с собой ужас. Партии стали короче, но и рандома стало больше, поэтому эта версия игры мне все же нравится чуть меньше, чем оригинальная."

"В некотором смысле, это тайлоукладывательная игра с драфтом от Антуана Бозы. Она очень (даже слишком) простая и незамысловатая, но шикарно оформлена, и драфт - это всегда весело и увлекательно. Если вы ищете простую красивую семейную игру для игр взрослых с детьми примерно на полчаса - это отличный вариант. "

"Обычно я не очень люблю игры такого типа. Большая коробка, множество миниатюр, правила объемом как в Descent. Но в The Others в основном смогли избежать тех нюансов, которые мне обычно не нравятся. Игра отлично сбалансирована. Даже база содержит множество вариантов игры, и уже выходят дополнения. Информация на поле организована очень понятным образом. Действия, которые может совершить игрок, очень логичны и понятны. К тому же игра еще и довольно быстрая для такой громоздкой игры с миниатюрами."

"Очень неожиданный хит для меня. С игрой Manhattan Project эту версию связывает только тема. Евро-игра с фантастическим геймплеем. В ней нет безумного количества вариантов действий, как в Feast of Odin, но в то же время довольно много путей развития. Мне нравятся игры, в которых все игроки начинают с равными возможностями, но уже спустя несколько ходов становится видно, что каждый пошел по своему пути, и в конце игры у каждого свой отличающийся результат. Обожаю этот момент в настольных играх."

"Единственная игра, которая мне кажется похожей на и 51 Штат - это Race for the Galaxy. 51st State - это карточная игра, но с очень разнообразным и глубоким геймплеем и отличной темой. Эта игра - эволюционировавшая версия оригинальной игры 51st State, прошедшая через несколько промежуточных этапов, включая Поселенцев. Отличный компоненты, постапокалиптическая тема, замечательное оформление, потрясающий геймплей. Игра стала гораздо проще в освоении по сравнению с оригиналом. "

"Есть несколько причин, почему мне нравится Pandemic: Iberia. Во-первых, это Пандемия, во-вторых, это Иберия, в-третьих, оригинальные игры такие отстойные в этом году, что я ставлю Pandemic: Iberia на первое место. К тому же оригинальную Пандемию очень хорошо переработали в Иберии. Иберия стала намного более тематичной, чем оригинальная версия. Иберия хорошо оформлена. Те вещи, которые убрали из Иберии, или наоборот, добавили, пошли игре на пользу."

Tom Vassel:

"Звездные войны в коробке. Ощущение - будто играешь в "Новую Надежду", замешанную с "Возвращением джедая". Классные компоненты и просто фантастическая игра."

"Патигейм для 8 человек, морской бой в реальном времени. Очень нравится сама концепция игры, нравится идея с ширмой между командами. Очень необычный и увлекательный опыт."

"Эта игра могла бы даже оказаться выше в списке, но некоторые моменты все-таки не позволили ей подняться на более высокое место. Игра основана на сценариях, и по увлекательности рассказываемой истории опережает многие другие игры этого жанра (Descent 2, Imperial Assault)."

"Чистое евро от Уве Розенберга. Очень нравится пространственный аспект в этой игре. Больше, чем в Cottage Garden, т.к. Feast for Odin более глубокая и комплексная. Вокерплейсмент: в игре 60 (?) локаций, куда можно отправить своих рабочих. Feast of Odin заставляет игрока постоянно совершать выбор и принимать колоссальное количество решений."

"Получил массу удовольствия, играя в эту игру. Я люблю кооперативные игры... очень. Я люблю красивые миниатюры... очень. Мне нравится кампания в этой игре: очень разные сценарии. Нравится, что игра нивелирует эффект альфа-игрока."

"На мой взгляд, второе издание подняло игру на такой принципиально новый уровень, что она достойна появится в топе за 2016 год. Мне нравится тема игры, но теперь тема ощущается невероятно сильно. Это самая атмосферная игра, в которую мне довелось сыграть. Обязательно попробуйте. "

"Когда я впервые сыграл в эту игру, я сказал: это лучшая игра этого года. Я был уверен, что она займет первое место в моем списке, но позже ее вытеснили три игры, описанные ниже. Мне невероятно понравилась эта игра. Реально это смесь всего того, что я обожаю в играх: красивые миниатюры, различные фракции в игре, декбилдинг, бои. Бой в Cry Havoc - это вообще наилучший бой в играх, по моему мнению."

"Открываю список игр, которые оказались для меня лучше, чем Cry Havoc. Когда я впервые узнал о Codex, то был уверен, что она мне не понравится, но вышло все совсем наоборот. Это смесь декбилдинга, некоторые элементы напоминают Magic the Gathering. Очень гладко играется, игра кажется хорошо сбалансированной. Очень нравится идея с цветами карт: есть 6 цветов, и каждый цвет имеет 3 возможных способа применения, что дает нам 18 вариантов. С одной стороны, простая идея, с другой - она дает много путей развития своей стратегии. "

"Уверен, многие в своем личном рейтинге поставили бы эту игру на первое место. Люблю построение движка в евро-играх. Т.к. в Марсе колода большая и в ней много уникальных карт, каждая партия ощущается по-разному. Здорово, что есть взаимодействие между игроками, но оно не настолько сильное, чтобы испортить кому-то удовольствие от игры. Прикольная тема - игра действительно о терраформировании Марса! "

"Кооперативная игра в реальном времени. Мне действительно НАСТОЛЬКО понравилась эта игра. Нравится то, что игра происходит в реальном времени, приходится сосредоточиться на своем герое и не всегда успеваешь следить за тем, что делают другие. "

________________________________________________________________________________________

В любом случае личные предпочтения в играх - это дело весьма индивидуальное. Мнение вышеозначенных экспертов все равно можно считать весьма субъективным (оно такое и есть). Я же предлагаю обсудить и игры из списков, и то, какие игры в этом году лично для вас стали открытием или, наоборот, разочарованием. Думаю, не стоит ограничиваться только играми, вышедшими в этом году. В конце концов, если игра, выпущенная в 2000 году, сумела вас поразить в 2016, это тоже многое о ней говорит.



Если вы хотите принять правильное решение по поводу того, какой сюрприз устроить вашему близкому человеку, или простому знакомому, будь то ребенок или взрослый. Мы предлагаем вам ознакомиться с рейтингом самых интересных и захватывающих настольных игр, которые пользуются спросом на большинстве торжеств во многих уголках нашей планеты.

1 Твистер

Лозунгом этого развлечения может стать знаменитое утверждение о том, что: " Движение - это жизнь". К большому удивлению, этот вид игры прижился и полюбился не сразу. Главным контраргументом стало то, что героями этого соревнования должны стать человеческие тела, что на самом деле не совсем деликатно. Согласно историческим заметкам, существует огромное количество игр, где главным лицом в игре принято считать именно человека, а не фишку или кубик, например. Изюминкой этого развлечения считается то, что один из игроков, которому передается ход, должен сделать передвижение руки или ноги на необходимый цвет круга, учитывая то, что этих геометрических фигур не так уж и много. Со стороны, это выглядит, словно некая смешная и озорная путаница, где улыбающиеся и смеющиеся люди радуются происходящему.

2 Активити

Многие могут отметить тот факт, что данное развлечение схоже с игрой «крокодил», где нужно изображать слова или фразы. Однако, Активити интереснее и изощреннее. Правилом этой игры является то, что игроки могут не только объяснять словами, но и изображать желаемое на бумаге, или же заменять фразы иными предложениями. Всем игрокам поручается использовать карточки, где задействуется около 2 500 слов и словосочетаний.

3 Алиас

Суть этой игры заключается в том, что, рассказывая смешную историю, используя антонимы и синонимы, вы должны суметь донести суть необходимого слова или существа. Разрешено использовать эмоции в качестве объяснения. На все про все отводится короткий промежуток времени, чтобы другим стало ясно, кого или что вы описываете.

4 Монополия

Любителям экономической сферы нравится играть в Монополию – игру стратегию, в которую играли еще при СССР. Основная цель игры- создание своего бизнеса. У всех есть начальный капитал, а также кубики, которые решают многое. В 1935 именно это развлечение стало самым прибыльным в Америке. Сейчас проходят матчи по игре в монополию, победитель получает деньги.

5 Уно

Легкость запоминания карт, яркость и удобство в перемещении игры - основные преимущества развлечения, которое отличается от многих других в своем роде.

6 Скрэббл (Скрабл)

Знаменитый Скрэббл (Скрабл) требует составления слов на сетке, используя только 7 букв кроссворда. Азартная, грамотная игра не только приветствуется в России, но и сравнивается с шахматами.

7 Манчкин

Манчкин занимает 7 позицию, заставляя многих россиян смеяться. Играющих в эту игру прозвали «манчкинисты». Правила игры подвластны тем, у кого яркая фантазия. Качественные изображения радуют глаз взрослых и детей.

8 Дикие Джунгли

Далее, мы представляем необычную игру Дикие Джунгли, рассчитанную на реакцию играющих в нее людей. Легкие правила позволяют играть в нее всем, от мала до велика, главным критерием которой является захват иммунитета.

9 Колонизаторы

Девятую позицию занимает классная и интригующая игра, предназначенная для мужчин - игра под названием
Колонизаторы. Многие девушки, любящие трудности и стратегии, тоже с восторгом играют в эту настольную игру. Все части и фигурки, созданные для Колонизаторов, выполнены не только качественно, но и интересно.

10 Дженга

Дженга –игра не только необычная, но и обучающая. Играя в эту игру, занимающую последнее место в нашем списке, вы разовьете свою моторику, доставая брусочки, и устанавливая их на вершины создаваемой пирамиды. Игра легка в использовании в любом месте, в любой компании. Так что, если вы хотите качественно и интересно провести свой выходной или свободное время, то обратите внимание и на это развлечение, которое тоже порадует детей и взрослых.

Зимой мы проводим больше времени в помещениях: в собственных уютных квартирах, спасаясь от колкого мороза, или в гостях - разговаривая и уничтожая промышленные запасы чая. Как развлечься и сблизиться с друзьями и семьей, узнав об их характерах что-то новое? Поиграть с ними в настольные игры! Мы собрали 15 лучших игр, которые можно с легкостью найти в магазинах. А чтобы быть в курсе всех новинок мира настольных игр, советуем изучить ещё и .

1. «Каркассон»

  • Классика: 5
  • Сложность: 2
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 2–6
  • Возраст: 8+

«Каркассон» придумали в 2000 году в Германии, и уже в 2001-м он стал игрой года в этой стране. Правила этой семейной пошаговой игры-стратегии незамысловаты: постепенно игроки выстраивают поле, выкладывая карточки с изображением местности на стол, и занимают их своими фишками, которые становятся рыцарями, крестьянами или монахами в зависимости от своего положения. Задача - оккупировать как можно большую территорию, включая поля, реки и замки, тем самым набрав максимальное количество очков.

2. «Манчкин»

  • Классика: 5
  • Сложность: 4
  • Продолжительность: 4
  • Количество игроков: 3–6
  • Возраст: 10+

«Мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей» - вот девиз одной из самых популярных игр этого года. «Манчкин» - это пародия одновременно на пошаговые и карточные игры. Правила здесь довольно сложные, разбираться придется, вникая в каждую деталь: есть карты, двери, монстры, расы и уровни. А также «шмотки» и возможная смерть игрока. Однако, разобравшись в этой ролевой игре, вся компания превращается из нормальных, психически здоровых людей в безудержно смеющихся истериков с признаками паранойи. Дело в том, что во время партии можно помогать соседу (разумеется, с корыстными целями) или мешать ему (с теми же самыми). Из-за сложной комбинации карт и ходов может возникнуть спорная ситуация, не описанная правилами. Создатели игры предлагают решать ее громкой перебранкой между участниками. Победителем оказывается тот, кто первый достигнет 10-го уровня, сражаясь с монстрами и ушлыми соперниками.

3. «Монополия»

  • Классика: 5
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 4
  • Количество игроков: 2–8
  • Возраст: 8+

«Монополия» (в СССР и России также известная как «Менеджер» или «Бизнесмен») - самая популярная экономическая стратегия всех времен и народов. С тех пор как в 1935 году Чарльз Фэрроу продал первые 5000 самодельных копий игры в родной Филадельфии, в нее сыграли полтора миллиарда человек. Если кто-то забыл правила, то вот они в кратком изложении: имея стартовый капитал в начале игры, участники должны приумножить свое состояние и разорить соперников. Все это происходит на квадратном игровом поле, а «бизнесмены» используют карточки, деньги и фишки. Классическая «Монополия» приобрела множество дополнений, которые можно найти в любом онлайн-магазине настольных игр.

4. «Элиас»

  • Классика: 4
  • Сложность: 2
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: не ограничено
  • Возраст: 6+

Финская настольная игра Alias стала самой популярной в стране. Во многом это объясняется незамысловатыми правилами и азартом, который «Элиас» разжигает в участниках. Правила, если не вдаваться в некоторые нюансы, примерно такие: за минуту, которая отсчитывается песочными часами, нужно объяснить как можно больше слов из карточек игрокам своей команды. Использовать синонимы или перевод на английский запрещено. В дополненных версиях иногда слова приходится рисовать, изображать пантомимой или объяснять с определенными эмоциями: театрально рыдая или неадекватно смеясь. Выигрывает команда, которая первая добралась до конца игровой доски, на которой фиксируются все успехи игроков.

5. «Марракеш»

  • Классика: 1
  • Сложность: 2
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 2–4
  • Возраст: 6+

«Марракеш» - одна из самых популярных настольных игр Франции и Австрии. Это очень красивая семейная экономическая стратегия, которая в первую очередь необычна «фишками», сделанными из ткани. Рынок «Марракеш» живет своей стремительной жизнью, к тому же скоро придется выбрать самого лучшего продавца ковров. Именно за это забавное звание приходится бороться участникам.

6. «Дженга»

  • Классика: 5
  • Сложность: 2
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: не ограничено
  • Возраст: 6+

Jenga в переводе с суахили означает «Строй!» (это императив). Но на самом деле эта игра о том, как максимально медленно ломать. Из основания башни, установленной в самом начале партии, игроки поочередно вытаскивают бруски и кладут их наверх, делая строение все более высоким и все менее устойчивым. Проигравшим оказывается тот, во время хода которого (или сразу после) башня все-таки рухнула. Игра «Дженга» довольно напряженная, поэтому шепот ходящего: «Я убью того, кто дышит» - вполне себе нормальная ситуация.

7. «Скрэббл»

  • Классика: 5
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 2–4
  • Возраст: 8+

«Скрэббл», или «Эрудит» - такая же классика, как «Монополия». «Скрэббл» в поп-культуре давно заполучил звание главной игры для зануд, но от этого не стал менее популярным. Участники получают по семь стартовых букв (всего их 104) и выкладывают их на поле 15 на 15 квадратов, составляя слова. Они, разумеется, должны быть как можно длиннее, это и гарантирует победу в партии. Не все, однако, знают, что в русской версии «Скрэббла» нельзя использовать никаких слов, кроме нарицательных существительных в именительном падеже. Словарем тоже пользоваться нельзя, точнее можно, но только для того, чтобы проверить, действительно ли существует слово, возникшее на доске.

8. «Скотланд-Ярд»

  • Классика: 3
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 4
  • Количество игроков: 3–6
  • Возраст: 10+

«Скотланд-Ярд» - игра, названная в честь штаб-квартиры лондонской полиции и отдающая дань легендарным британским детективным историям. На поле изображена карта центра Лондона, игроки в самом начале методом жеребьевки выбирают преступника, который надевает на голову кепку, чтобы спрятать глаза. Остальные - полицейские, которые будут ловить разбойника. Он, в отличие от преследователей, ходит «секретно», записывая свои ходы на листе, но не показывая его остальным. Раз в 5 ходов он открывает свое местоположение. Полицейские должны кооперироваться, чтобы загнать преступника в угол.

  • Классика: 5
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 2–10
  • Возраст: 7+

«Уно» - это изощренный вариант хита летних лагерей девяностых «Сто одно». Игра, название которой переводится с итальянского и испанского как «Один», изобретена в 1970-х, и любителей настольных игр, не знающих о ней, почти не существует. Колода состоит из 108 карт, разбитых по цветам и цифрам от нуля до девяти. Кроме них есть и другие карты, меняющие цвет, который находится в игре, направление ходов или позволяющие игрокам обменяться колодами с любым другим участником. Смысл - избавиться от всех карт, крикнув «Уно», когда на руках осталась только одна. После того как один игрок выиграл, остальные подсчитывают очки. Каждая компания устанавливает свой порог (например, 400 очков), после которого участник выходит из партии, потерпев поражение. Бывалые игроки подсказывают: чтобы придать некоторого сумасшествия процессу, можно договориться не тормозить и играть как можно быстрее. Замешкался - передаешь ход следующему.

10. «Активити»

  • Классика: 2
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 4–8
  • Возраст: 6+

«Активити» мало отличается от «Элиаса», но не упомянуть эту игру нельзя, потому что кому-то она нравится гораздо больше, чем ее основной конкурент. Игроки на скорость объясняют слова своей команде: рисунком, пантомимой или синонимами - в зависимости от того, что выпало. Задача - первыми набрать определенное количество очков. Сложность задания можно выбирать: если команда готова к испытанию и успешно его выигрывает, то и к победе движется, соответственно, быстрее.

11. «Колонизаторы»

  • Классика: 5
  • Сложность: 5
  • Продолжительность: 5
  • Количество игроков: 3–4
  • Возраст: 12+

Из всех классических настольных игр немецкая игра «Колонизаторы», пожалуй, снабжена самыми непростыми правилами. Обычно разбираться в них приходится часами, но потраченное время окупается после: это настоящая военно-экономическая стратегия, захватывающая и увлекательная. Задача игроков, как можно догадаться из описания, - создать колонию на острове Катан и развить ее быстрее противников, набрав двенадцать победных очков. Обладая одним из пяти ресурсов - дерево, кирпичи, шерсть, зерно или руда - нужно создавать дороги, города или поселения. А еще нужно думать о протяженности этих дорог и способности городов к обороне. Все как в легендарных компьютерных играх вроде «Казаков», только на вашем столе.

12. «Твистер»

  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: не ограничено
  • Возраст: 18+
  • Американский бестселлер Cards Against Humanity придумали выпускники обычной школы в Иллинойсе. Суть игры - как можно смешнее отвечать на довольно забавные, а иногда и неприличные вопросы или остроумно заполнять пробелы в предложениях. Водящий выбирает самый смешной ответ, и игрок, проявивший недюжинное чувство юмора, получает одно очко. Побеждает, как правило, самый кровожадный, потому что в США, где толерантность - основная база социальных отношений, эта игра - единственный способ пошутить о чернокожих, евреях, Бараке Обаме и женщинах. Российские производители игры наконец-то сделали версию, в которой нет американизмов, заменив популярных персонажей США на таких же русских: Филипп Киркоров, Лев Лещенко и так далее. На официальном сайте игры разработчики предлагают примерно такие варианты: «Никто и представить себе не может, что любимое хобби Льва Лещенко - это «Балтика 9». В «Карты против всех» не рекомендуется играть лицам, не достигшим восемнадцати лет.

    15. «Эволюция. Случайные мутации»

    • Классика: 1
    • Сложность: 3
    • Продолжительность: 4
    • Количество игроков: 2–4
    • Возраст: 12+

    Игра «Эволюция» была придумана русским биологом Дмитрием Кнорре в 2010 году и уже переиздана на английском, французском и немецком языках. Логическая стратегия построена на принципах дарвиновской теории: во время хода участники выбирают, какие признаки хотят добавить уже существующему виду. Также стоит обращать внимание на еду и внешние условия. Игра длится до того момента, пока в общей колоде остаются карточки, а победителем оказывается тот, кто набрал наибольшее количество очков.