(И. Агеева)
В первом отдыхают,
Пиво попивают.
Ветка толстая - второе ,
Может быть совсем сухое.
Вместе всё - он зверь лесной,
Просыпается весной,
Он в норе своей живёт,
Ест он все, что лишь найдёт.
Ловко землю он копает,
А, уставши, засыпает.
Спать без отдыха весь день
Зверю этому не лень.
(Бар + Сук = Барсук )
Первое можете в море искать,
Но за него вам нельзя заплывать.
А на втором раньше землю пахали -
Трактора встарь люди даже не знали.
Целое - это животное тоже,
Очень оно на второе похоже.
(Буй + Вол = Буйвол )
Называем так домишко,
Хлам где всякий и дровишки.
Буквам место изменить -
Будет рыбка в море плыть.
(Сарай - сайра )
Первый в бутылку легко залезает,
Тщательно стенки её отмывает.
А за вторым на рыбалку идём,
Клюнет когда на крючок он, мы ждём.
(Ёрш )
Первый рисует фигуры на льду,
А вот второго в конюшню веду.
Третий на крыше два ската скрепляет,
В море четвёртый живёт-поживает.
Пятый приветливо машет крылом,
Небо над лугом его синий дом.
(Конёк )
Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары - второй ,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий .
Что же за слово? Подумайте, дети.
(Гриф )
С «Б » - он в атаку солдат поднимает,
В дальней Австралии с «В » обитает.
(Комбат - вомбат )
С буквой «Р » - помощник-автомат,
Труд любой он облегчить вам рад.
С буквой «Х » - его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
(Р обот - хобот )
С первой «С » - огромная я птица,
Что летать не может научиться.
С первой «Ш » - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать.
(Страус - Ш траус)
C «Г » - я хищник полосатый,
Вашим кошкам брат, ребята.
А без «Г » - я учрежденье,
Всё в мишенях помещенье.
(Тигр - тир)
С «Л » - на севере живёт,
Быстро нарты он везёт.
С «С » - бывает после лета,
Время года, дети, это.
(Олень - осень)
НА СОДЕРЖАНИЕ
ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей , которые из них «убежали».
◘ ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)
◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)
◘ _ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)
◘ ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)
◘ ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)
◘ П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)
◘ _ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)
◘ Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)
◘ БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)
◘ ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)
◘ _ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)
◘ _ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)
◘ ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)
◘ ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)
◘ Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)
(Убежавшие звери : гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)
НА СОДЕРЖАНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ
С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины , являющиеся многозначными словами.
◘ Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.
(Череда)
◘ Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.
(Чехлик)
◘ Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.
(Узел)
◘ Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.
(Рубец)
◘ Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.
(Бархотка)
◘ Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.
(Борец)
◘ Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.
(Мушки)
◘ Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.
(Коромысло)
◘ Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.
(Грифон)
◘ Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.
(Водолаз)
◘ Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.
(Тур)
◘ Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.
(Секрет)
◘ Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.
(Телескоп)
◘ Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.
(Клетка)
◘ Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.
(Немки)
◘ Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.
(Вахта)
◘ Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.
(Юла)
◘ Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.
(Волчок)
◘ Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.
(Шип)
◘ Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.
(Перевязка)
◘ Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.
(Топорик)
◘ Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.
(Портниха)
◘ Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.
(Кабачок)
◘ Не только шоколадные конфеты, но и грибы.
(Трюфели)
◘ Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.
(Стопа)
◘ Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.
(Таз)
◘ Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.
(Лопатка)
◘ Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.
ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»
◘ У кого есть язык (язычок) , но нет рта ?
(У колокола, у ботинка, у пламени)
◘ У кого есть горлышко , но нет шейки ?
(У бутылки, у графина)
◘ У кого есть зубы , но нет языка и рта ?
(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)
◘ У кого есть ушко , но нет головы ?
(У иголки)
◘ У кого есть кисти , но нет рук ?
(У винограда, у рябины)
◘ У кого есть спинка , но нет животика ?
(У стула, у дивана)
◘ У кого есть ножки , но нет ручек и головы ?
(У стола, у табуреток, у дивана)
◘ У кого есть ручки , но нет ножек ?
(У дверей, у окон, у чашек и кружек)
◘ У кого есть нос (носик) , но нет лица ?
(У корабля, у чайника)
◘ У кого есть лицо , но нет головы ?
(У ткани, у одежды)
◘ У кого есть рёбра , но нет позвоночника ?
(У куба, у призмы, у пирамиды)
◘ У кого есть головка , но нет волос, ручек и ножек ?
(У спички, у булавки, у луковицы)
◘ У кого есть почки , но нет желудка и печени ?
(У дерева)
◘ У кого есть косточки , но нет скелета ?
(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)
◘ Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?
(Цветы ноготки, иначе - календула)
◘ Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?
(Цветы Анютины глазки)
◘ У кого голос есть, а головы и тела нет?
(У эха)
◘ У кого нет ни кулаков , ни бицепсов , а любого силача с ног свалит?
(У сна)
◘ Из какой чашечки невозможно пить?
(Из коленной чашечки)
◘ Кто без языка говорит и поёт?
(Радио, магнитофон)
◘ Кто бежит без ног ?
(Река, ручей, время)
◘ Без рук , без ног , а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?
(Ветер)
◘ Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?
(Облака)
◘ Кто без глаз , а слезами плачет?
(Туча, облако, сосулька, свеча.)
◘ Кто не имеет ни лёгких , ни жабр, а дышит и вздыхает?
(Тесто)
◘ У кого есть усы , но нет лица ?
(У клубники, огурцов, кабачков)
БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА
◘ Как правильно: пя тнистый пя тон или пи тнистый пи тон?
(Правильно писать пя тнистый пи тон.)
◘ С каким знаком препинания неразлучны все ласточки ?
(С точкой - ласточка )
◘ Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?
(Курица - Куда? )
◘ Какого рода кольраби?
(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)
◘ Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».
(Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)
◘ Название какой змеи может быть наречием?
(Уж)
◘ Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?
(Попугай)
◘ Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?
(Летающих насекомых - рой.)
◘ Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?
(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)
◘ Кто пишет фразу «держи дерево» слитно, одним словом?
(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)
◘ Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?
(Если хотите написать название животного-грызуна , то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)
◘ Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»?
(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка . Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)
◘ Правильно ли написано слово «тели фон»?
(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)
◘ Правильно ли написано слово «каретт а»?
(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)
Занимательные задания
1. Головоломка “Расшифруйте фразу”
Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.
Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.
2. Монограмма “Клетка”
Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.
Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.
Ответ: клетка.
3. Монограммы “Вещества клетки”
Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.
Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.
4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”
Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.
Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).
5. Ребус
Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.
Ответ: углеводы, белки, жиры – органические вещества.
6. Кроссворд “Наука о клетке”
Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.
Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).
Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.
7. Лабиринт
Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.
Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.
8. Кроссворд “Растительная клетка”
Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.
Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.
9. Кроссворд “Строение клетки” По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки. По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80–95% массы растения.
Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.
1. Головоломка “Расшифруйте фразу”
Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.
Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.
2. Монограмма “Клетка”
Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.
Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.
Ответ: клетка.
3. Монограммы “Вещества клетки”
Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.
Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.
4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”
Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.
Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).
Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.
Ответ: углеводы, белки, жиры - органические вещества.
Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.
Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).
Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.
7. Лабиринт
Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.
Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.
Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.
Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.
По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки.
По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80-95% массы растения.
Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.
При подготовке к игре учащимся предлагается прочитать:
В данной рубрике вам представлено множество головоломок, логических головоломок. Каждая головоломка имеет ответ, чтобы его увидеть, необходимо нажать на слово «Ответ», расположенный ниже головоломки.
Решение головоломок, логических головоломок заставляет мозг думать и тренирует мышление, логику, память. В мозгу появляются новые связи, т.е. опыт решения новых для него задач, что приводит к развитию мозга.
Головоломки, логические головоломки этого раздела рассчитаны на разный возрастной контингент и подходят для решения: взрослым, студентам, подросткам, школьникам, детям. То есть имеются как сложные головоломки, так и простые головоломки.
Головоломка – это задача, для решения которой, очень часто, требуется сообразительность, логическое мышление, иногда применение нестандартного мышления, а не специальные знания высокого уровня. Поэтому решение головоломок, логических головоломок этого раздела поможет вам как проверить, так и повысить ваше логическое мышление, сообразительность, память и нестандартное мышление.
Головоломка по биологии и математике одновременно.
В лаборатории исследуют новый тип очень интересных бактерий.
Каждая из этих бактерий размножается на две бактерии
с периодичностью в одну минуту.
В 20:00 вечера пробирка была наполовину заполнена бактериями.
Как вы думаете, в какое время эта пробирка будет полностью
заполнена бактериями?
Ответ
Головоломка о домашних животных.
У Светы есть домашние животные: кошки и собаки.
Из всех ее животных только одно не является собакой,
при этом все ее питомцы, кроме одного - кошки.
Как вы думаете, сколько всего у Светы кошек и собак?
Ответ
Головоломка о фруктах.
Представьте себе, что у вас есть пустая корзина под фрукты.
Рядом стоит корзина в два раза большая по объему,
которая полностью, доверху заполнена яблоками.
Всего в большой корзине 240 яблок.
Как вы думаете, сколько яблок можно положить в пустую корзину?